взгляд на онлайн библиотеку

 Социокультурный взгляд на онлайн библиотеку как возможность образования, воспитания, гуманизацию общества и общественного мнения.

(Доклад на первом международном форуме незрячих читателей онлайн библиотеки «Логос»)

 

Гуманизация социальной политики государства – процесс длительный и сложный. По сути, ни одна государственная структура до сих пор не готова решать проблемы инвалидов в полной мере грамотно и последовательно. Речь не идёт о бездействии или пассивном отношении структур. Масштабы проектов, связанных, скажем, с «безбарьерной средой», поражают размахом планируемого и, главное, — планируемых финансовых расходов. Но в то же время, в значительной мере, таковые проекты не учитывают некоторые, казалось бы, незначительные нюансы, из-за чего достижения носят поверхностный характер, обесцениваются моральные и физические усилия людей, а само желание поддержать инвалидов, изменить что-либо в лучшую сторону выглядит как привычная профанация. Как избежать подобных ситуаций? Возможно ли сделать так, чтобы колоссальные финансовые расходы, различные усилия участников подобных проектов были оправданы? Какие моменты должны быть непременно учтены?

Невозможно в данной работе изложить наши взгляды подробно по каждому пункту, но попытаемся вкратце представить видение и понимание некоторых моментов.

Принимая, как правило, первыми на себя удары бездуховности, инвалиды вполне могут определить диагноз нравственного состояния общества. Не станем задавать традиционный, пусть даже классический, вопрос: Кто виноват: А попробуем ответить на другой классический вопрос: Что делать? Добавлю, что делать нам? Ведь мы должны не только «выживать» в этом, не совсем удобном для нас, мире, но и жить, и изменять и совершенствовать его.

Во-первых, необходимо при составлении столь грандиозных, тем более, весьма затратных проектов, привлекать образованных, креотивных людей из числа тех, для кого создаются, так называемые, блага. Пора отходить от стереотипов восприятия людей с инвалидностью и использовать весь духовный потенциал (будем говорить об инвалидах с нарушением зрения) с максимальной отдачей. Заметим, на всякий случай, что среди слепых гораздо больше в процентном отношении, получивших среднее специальное и высшее образование, да и просто, начитанных и образованных людей, чем в общей массе народа. И в этом колоссальная заслуга наших специализированных библиотек, включая онлайн библиотеки. Общеизвестный факт, что человек, имеющий богатый внутренний мир, легче адаптируется в любой среде. Таким образом, незрячие, обладающие специальными знаниями и высокой культурой, как правило, более непринуждённо общаются с окружающими, разбираются в людях и понимают, насколько интересны они этим людям и определённой среде. Итак, незрячий способен понять отдельного человека, способен понять и принять среду, в которую попадает, а среда? Общество?  Всегда ли оно готово принять его? Если нет,  то почему

Причины неприятия могут быть непредсказуемы. Но наиболее часты, это – страх обидеть, неумение правильно помочь, если даже есть таковое желание и ещё, разумеется, та «цепь предрассудков», о чём упоминал в своих работах Александр Иванович Герцен. Недостаток объективной информации о жизни и деятельности незрячих приводит к тому, что окружающие имеют весьма смутные представления. Слепому приписываются такие черты характера, как отсутствие духовных интересов, гипертрофированные биологические потребности, алчность и прочие. Несомненно, в таком восприятии незрячего человека немалая роль принадлежит художественной литературе. Но именно она, художественная литература, призвана не только обогащать читателя духовно, заряжать его эмоционально, подталкивать к размышлениям. Основной задачей её была и остаётся правдивость изображения и ответственность автора перед читателем.

Вспомним, кто тот первый слепой в художественной литературе, которого встречает читатель? Да, это герой повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Не стоит сейчас терять время и подробно останавливаться на данном произведении, так как его характеристику можно найти в эссе докладчика на сайте. Название эссе – «Санта Лючия».

Скажем откровенно, в русской и советской литературе изображение незрячего человека крайне редко выглядит привлекательно настолько, чтобы вызвать у читателя положительные эмоции или, хотя бы, элементарное уважение. Чаще всего, читатель испытывает некоторое недоумение. Он не готов к нормальному восприятию слепого ни в жизни, ни в литературе. Надуманные ситуации и фальшивые характеры незрячих литературных героев, создаваемых безответственными авторами, вызывают у читателя негативное или двоякое толкование. И всё же, незнание изображаемого предмета не освобождает автора от ответственности и не может быть оправдано даже самым изысканным сюжетом. Такого рода фальшь не разрушает существующие барьеры, а воздвигает китайские стены между обычными людьми и теми, у кого проблемы со здоровьем. Как заметила в своём романе «Прохождение тени» Ирина Полянская: Отношения незрячих с миром строятся на абсолютном доверии. Следовательно, диалог автора с читателем на столь деликатную тему как жизнь незрячего человека, его внутренний мир, отношения с окружающими полностью исключают всякого рода    предубеждения, лицемерие, ложный пафос и порочащие домыслы. Его помыслы, талант  должны быть направлены на взаимопонимание, на повышение культуры общения, на гуманизацию общества и общественного мнения. И в решении таковых задач мы, творческие и образованные люди, сотрудники специализированных школ и библиотек, руководители общественных организаций, имеющие богатый опыт общения с незрячими,  не имеем морального права стоять в стороне. Говоря даже о «выживании», а не о жизни, вспомним: что нас спасает чаще всего? Конечно же, чувство реальности и самоирония. Немало таких отдушин находим мы в нашей онлайн библиотеке, ставшей сегодня предметом интересного и необходимого разговора. Думается, этот мощнейший информационный ресурс может работать не только как возможность сохранения и  распространения литературного наследия, но должен также послужить феноменальным  источником информации о жизни и деятельности незрячих, удовлетворяющим духовные  потребности общества. И это мы, сами, обязаны отбирать то лучшее, достойное, что   написано о нас, выбирать методы и формы донесения информации для просвещения населения, учитывая статус и возраст читателя.

Уверена, что просветительскую работу необходимо начинать ещё с детьми дошкольного возраста. В школах проводить «уроки доброты».Любую аудиторию следует использовать для донесения правдивой информации о незрячих. Нужны примеры? Мы находим их на все случаи. Рассказы о жизни и деятельности достойных людей среди незрячих, — находим в специальных аудиожурналах, в различных сборниках, которых в данной онлайн библиотеке огромное количество в чёткой качественной записи.

Нередко приходится слышать такую фразу: Я не читаю наших слепых поэтов. И не только поэтов. Ну, о чём может написать слепой? Не спорю, бывают слабые произведения у того или иного автора, но разве потому, что он – слепой? Возможно, просто бездарен. А разве среди зрячих авторов все талантливы? На наш взгляд такого рода заявления являются серьёзным заблуждением, и вызвано обычным высокомерием и чванством. Исходя из личного опыта, могу сказать, что аудитория, имеющая слабое представление о незрячих, с восхищением слушала и тепло воспринимала рассказы о таких поэтах, как Михаил Суворов, Глеб Еремеев и многих других. Мы не имеем достаточно времени, чтобы перечислить всех авторов и их замечательные произведения в нашей библиотеке. Но докладчик провёл небольшое исследование, которое показало, что огромный интерес у читателей вызвала проза Екатерины Романовой и Светланы Ворониной, а также, нашей землячки – Тамары Устиновой.

Изучая основы формирования общечеловеческих ценностей, мы должны думать не только о своих духовных потребностях, но и о своём месте в социуме, о тех, кто пойдёт за нами. Думать о том, чтобы в нас видели достойных людей. Чтобы нас уважали, а не лепили всякого рода ярлыки и не фантазировали, как правильней называть инвалида, забывая, что  любой язык живёт по своим законам. Кстати, и о развитии русского языка, и различные  аудиоуроки по изучению языков, наш читатель найдёт в нашей библиотеке, о чём ещё совсем недавно не смел даже мечтать.

Конечно же, возможность повышать свой культурный и образовательный уровень не может ни радовать. Но возвращаясь к вопросу о воспитании и образовании населения, приходится повторять, что мы, незрячие, не должны быть безучастны. Представление о нас необходимо изменить, для чего потребуются и время и знания, в том числе, знание художественной литературы, чтобы помочь массовому читателю отделить зёрна от плевел. Следует раз и навсегда усвоить и на этом настаивать, если речь идёт о литературе: То, что допустимо в жанре детектива относительно изображения незрячего человека, невозможно в документальном очерке. Ориентируя обычного читателя в огромном океане книг, в которых встречаются образы незрячих, помогая отличить правдивое изображение от фальши, мы, прежде всего, поможем себе. Для того, чтобы обладать обширными знаниями в данной области, у нас имеется наша богатейшая на все желания и вкусы, — онлайн библиотека, которую мы все привыкли называть просто: Библиотека Михайлова.

Роза Ахтямова

 

5 мая 2017 года, Екатеринбург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *