Школа для незрячих

Школа для незрячих

Раз — ступенька… Два – ступенька…

В конце 2001 года я переехала на север, а уже почти в самом начале 2002 года встретилась в Мурманске с учениками и сотрудниками 58 школы, где обучались слабовидящие дети. Тогда школа была начальной, то есть работала только первая ступень. А дальше, дети шли в обычные массовые школы. Хорошо, если в тех школах были классы для слабовидящих.    Средней школы для незрячих детей в области не было. Не было, и нет своего интерната. Чтобы могли продолжить учёбу, их отправляли в Петрозаводск.

Мне говорили, что в Карелии нет своего интерната для глухонемых детей, и их привозят в Мурманск. Здесь будто бы была школа. Вот такая, можно сказать, взаимовыручка действовала у северян.

Школа для незрячих МурманскМурманская школа, о которой я хочу напомнить моим читателям, располагалась в здании бывшего детского сада и походила на сказочный теремок. Несмотря на то, что было тесно, и дети находились в школе только в дневное время, работали различные кружки и проводились праздничные мероприятия, в которых активное участие принимали и родители. Не отказывали в приёме на учёбу и тотально слепым детям, хотя таких было немного. Чтобы иметь возможность правильно обучать абсолютно слепых детишек, учителя освоили систему Брайля, изучали специальные методики, вовлекали учащихся без остаточного зрения в активную школьную жизнь. Родителям было жаль отвозить малышей на учёбу в Карелию, поэтому они обращались с просьбой дать возможность их детям окончить четыре класса в Мурманске.

Редактор журнала «Школьный вестник» Юрий Иванович Кочетков просил написать об этой школе. Мой материал под названием «В гостях у мурманчан» вскоре был опубликован.

Десятилетие мы отмечали ещё в том «теремке», о котором я подробно писала в своём очерке.

В этом году 58 школе, где теперь обучаются не только инвалиды по зрению, но и с другими патологиями, исполняется двадцать лет. Встречать двадцатилетний юбилей будут в более просторном и удобном помещении. Школа не только поднялась на следующую ступень и стала средней, но уже провожала своих выпускников в большую жизнь. Она преобразовалась и совершенно преобразилась. Огромные и Школа для незрячих в Мурманске светлые классы с удобной мебелью и с зонами для отдыха учеников, спортивный и актовый залы, кабинеты, оснащённые по последнему слову техники. В школу приходят молодые педагоги, которым, к счастью, есть у кого поучиться, набраться опыта. Среди них и мои самые первые знакомые, ставшие близкими людьми для меня. Это — бессменны директор Санталова Ольга Ивановна, учитель музыки Мазун Людмила Игоревна, социальный педагог и учитель начальных классов Жукотанская Валентина Андреевна.

Вот уже два года дружим мы с детишками того класса, который Валентина Андреевна в этом году будет провожать в пятый класс. Расставание не должно быть таким трудным, как прежде. Пятый класс – это всего-навсего лишь следующая ступень. Каждый день они будут встречаться. Я тоже буду их всегда помнить, таких добрых, впечатлительных и с богатой фантазией. Буду вспоминать, как приезжала к ним в школу, учила с закрытыми глазами, на ощупь, измерять предметы брайлевским метром.  Показывала всякие приспособления для незрячих. Знаю, что более 70 процентов детского населения севера нуждается в коррекции зрения. Таким образом, зрение ребёнка может в любое время значительно ухудшиться. Конечно, пока дети учатся в школе, за состоянием их здоровья, в целом, следят специалисты. Их оберегают педагоги, работая по специальным программам, предусматривающим щадящие нагрузки.

Бывали дети, мои друзья, и у меня дома. Я показывала им книги для незрячих, свои собственные книжки, компьютер со специальной программой, озвучивающей тексты и помогающей незрячему пользователю. Кстати, такие же компьютеры уже установлены в их школе.

Потом мы шли на кухню, пили чай и читали стихи. А после никак не могли распрощаться. Мы ещё долго стояли в прихожей, и дети рассказывали мне о школе, всякие смешные истории, которые происходили с ними. Почему-то я очень верю в них. Верю, что и, повзрослев, они останутся такими же добрыми и порядочными людьми.

Две школы, близкие и дорогие мне, в этом году отмечают свой юбилей: Двадцать лет исполняется58-й мурманской школе, с которой связывает меня дружба с первых дней пребывания на севере, и сто двадцать лет будет отмечать саратовская школа для незрячих, которую я окончила. По-разному складывались их судьбы, по-разному они взрослели. Школы, как люди: Встречают праздники, радуются жизни, выживают в борьбе с трудностями и даже борются за право  на достойную жизнь. Всё это имеет место быть и в наши дни.

Но существуют традиции, есть высококвалифицированные педколлективы с повышенным чувством ответственности за судьбы незрячих выпускников, и чувство гордости за тех детей, которые отыскали свой единственно правильный путь и уверенно идут по жизни, оставаясь даже в малом чуткими и достойными людьми.

Роза Ахтямова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *