Санта Лючия 4

Санта Лючия   (продолжение 4)

«Каждая жизнь интересна: если не в отношении к личности, то к эпохе, к стране, в которой она живет» (А. Герцен).

Мне могут скептически заметить: «Всем, кто вокруг, ты издавна известен, понятны и ущерб твой и печаль» (Х. Борхес), но я работаю с той реальностью, которой владею. Если бы можно было: избавиться от войн, от несчастных случаев, от тяжелой наследственности, от старости и, может быть, от возмездия и божьей кары за грехи наши и наших близких… было бы приятно поговорить о музыке, о море или о дожде…

«Поймаю я птицу, спрошу у нее: «Хорошо ли в неволе, птица?» И если ответит: «Что поделаешь?» — то в люди она годится!» (А. Аронович).

Не годится «глаголом истины карать» (А. Плещеев), потому что «насилье истиной гнуснее всех убийств» (М. Волошин). А вспомнить — пожалуй, не грех. В 1749 году в Париже вышла анонимная книга с необычным названием «Письмо о слепых в назидание зрячим». Автором «Письма» оказался ученый и писатель Дени Дидро. Что побудило его впервые в истории заговорить столь настойчиво о слепых: об интеллектуальных возможностях слепого? Каким образом удалось сделать тонкие и точные наблюдения, изложенные в бесценном гуманном труде? Слепой кузнец выполняет на ощупь тончайшую работу по металлу! Слепая 22-летняя Мелани де Салиньяк великолепно ориентируется по рельефной карте, демонстрируя блестящее знание географии, разбирается в алгебре, в геометрии и даже в астрономии. Она пишет… булавкой. Еще не изобретена гениальная система Луи Брайля. А слепой винодел из Фюэзо знает ботанику, химию, играет на клавикордах! Этот самый слепой искусно выполняет мелкие токарные и швейные работы, собирает и разбирает несложные механизмы, делает точные измерения

и свободно вдевает нитку в иголку! Он способен понять и оценить красоту! Чудеса? Да! Но не в том, что все это возможно. Чудовищно то, что через два с половиной века «Письмо» не только не утратило своей актуальности, а наоборот, нуждается в дополнении и в доведении до адресата. В дополнении, потому что слепые с тех пор тысячекратно подтвердили эпиграф: «Могут, лишь кажется, что не могут» (Вергилий), а в доведении — потому что адресаты миллионнократно доказали свою слепоту и глухость. Глупость? К несчастью — тоже.

Из выступления по радио врача-окулиста, настойчиво приглашавшего на операции (весьма платные) и гарантирующего (как будто можно, может гарантировать): «…поймите, ведь слепой, слепой — это не человек! Это <— крот! Обыкновенный крот! Без ноги жить можно, без руки — можно. А что такое слепой? Вы можете представить слепых влюбленных? Например, Ширин и Фархад, Лейла и Меджнун, Тахир и Зухра? (злорадно хихикает) Ему бы купить зрение, а он, — телевизор, магнитофон, холодильник. Зачем?!»

Не стану приводить дальше этот эмоционально-профессиональный монолог. Ну а молодой ведущий заискивающе-подобострастно поддакивал могущественному Эскулапу. Поддавал, как в парной.

(Продолжение следует)

Санта Лючия 4: 1 комментарий

  1. Роза Захаровна огромной души человек и замечательный писатель, сколько читаю, всё больше в этом убеждаюсь. Желаю ей как можно больше радовать нас такими вещами. С уважениемм и пожеланиями творческих успехов Ирина Крупская.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *