Полёт ширококрылых вдохновений

Полёт ширококрылых вдохновений

К поэзии незрячего поэта Якова Грина можно относиться по-разному, воспринимать её с большей или меньшей глубиной понимания. Но ясно одно: К творчеству незаурядной личности не следует подходить с прозаической меркой. Попытаемся понять: В чём же притягательная сила стихов этого автора? Кому они адресованы? Какому читателю особенно близки, интересны и дороги? Не забудем и тот красноречивый факт, что «Рифма – звучная подруга» (А.С. Пушкин) явилась к Якову Грину тогда, когда наш автор был уже в зрелом возрасте. Кроме того, впервые Муза посетила его в те нелёгкие дни, когда этот интеллигентный человек, имеющий техническое образование, утратил возможность видеть окружающий мир в прежних красках. Итак, пришло время осмысления и переосмысления привычных образов и явлений. Время вспоминать и делиться своими воспоминаниями. И, конечно же, — не только воспоминаниями.
Да, позади война, потеря фронтовых друзей, страшные госпитальные будни… И он, автор, «Всё ещё там» (Я. Грин) в невесёлых мыслях о фронтовом прошлом, в своих стихах, связанных с фронтовой тематикой. Он знакомит нас с госпитальной медсестрой Тоней, и пронзительный образ хрупкой, но невероятно мужественной, девушки встаёт перед читателем. Точные эпитеты, речевые фигуры, которые использует поэт, рассказывая о раненых, воздействуют на наше воображение и заставляют испытывать непреодолимое чувство сострадания вместе с автором. Таким образом, для более глубокого понимания творчества поэта от читателя требуется напряжённая душевная работа. Обогащая личный опыт своим переживанием, он участвует в духовно возвышающем процессе творчества, в процессе, который специалисты называют сотворчеством.

Известно, чем дольше живёт человек, тем больше потерь, утрат приходится на его долю. Это – закономерность, и с этим не поспоришь. Но замечательно и бесспорно и то, что творческий человек способен заполнить то освободившееся пространство воспоминаниями, подчиняя их своей памяти и находя необычные, оригинальные образы для воплощения художественных замыслов.

Так, о давней поездке вдвоём с бесконечно дорогим человеком на отдых к Чёрному морю повествует одно из стихотворений Якова Грина. Это рассказ о потере уже в мирное время близкого друга, подруги, любимой жены, рассказ об одиночестве, которое, в сущности, неизбежно для всякого живущего. Автор, вновь посетив милые сердцу места, рассказывает нам о своих чувствах, размышляет, рассуждает… И мы понимаем: Здесь, на побережье Чёрного моря, ничего не изменилось. Изменилась жизнь поэта. Изменился он. Изменилось его время. Прошла молодость. Поэт приобщает читателя к своему опыту. Читатель не может воспользоваться этим опытом, но он волнуется, задумывается над своей жизнью. Такова сила искусства, сила поэзии.

Многогранное, разнотематическое творчество Якова Грина, безусловно, вызовет интерес у читателей любого возраста, и потому наш автор вполне современен. «Пусть душа никогда не ослепнет» — такова установка незрячего поэта, данная самому себе. Размышления о времени, о смысле жизни, тонкие наблюдения отличают философски направленные стихи Якова Грина. Одно из стихотворений читатель вправе воспринимать как ответ (заметим, достойный ответ) популярному поэту Андрею Дементьеву. Вот заключительные строки этого стихотворения:
«Если я никогда, никогда ни о чём не жалею,
Значит, я на земле без желаний, без смысла живу».

А разве читатель, каждый раз слыша знакомые стихи: «Никогда, никогда ни о чём не жалейте», — всегда был готов согласиться с литературной знаменитостью? Разве не было желания возразить?
Внимательный читатель, разумеется, заметит и, непременно, отметит ироническую улыбку в некоторых стихах Якова Грина. Чаще всего, такие строки воспринимаются как самоирония, если даже автор рассказывает, например, о своём докторе. Но, случается, что тонкая, добродушная ирония перерастает в других произведениях этого же автора в иронию, осуждающую едкую, граничащую с сарказмом. И тогда, в таком стихотворении, как, например, «Новый город», мы отчётливо различаем голос человека, умудрённого жизненным опытом, голос, в котором звучит и боль, и горечь, и отчаяние.
Ни один поэт не обходится в своём творчестве без лирических тем. Это и описание природы, и любовная лирика, и рифмованные посвящения друзьям и родственникам, и воспоминания юности и молодости… Лирические мотивы в поэзии Якова Грина отличаются особой трогательностью и теплотой. Возникает ощущение, будто бы всё то, о чём рассказывает поэт, происходило совсем недавно, и мы были свидетелями таких происшествий, или даже участниками. Автор приглашает нас в туристические походы, или на романтические прогулки под луной… Мы, вместе с лирическим героем поэта, бешено кружимся в сумасшедшем танце на зимнем катке, разделяя восторг и задор нашего рассказчика.

И, теперь уже обращаясь к скептикам, недоумевающим относительно календарного возраста (2 июня сего года Якову Грину исполнилось девяносто лет), одобрительно замечу: Герой моего рассказа является изобретателем «вечного календаря» (Я. Грин), и неважно, что календарь тот – виртуальный. Гораздо важнее – как можно дольше не забывать о своём изобретении и ориентироваться на него при всех жизненных обстоятельствах. В сборнике Якова Грина читатель найдёт «Вредные советы», улыбнётся… Возможно, прочитает своим детям, или внукам. Ну, а у меня для вас, дорогие читатели, есть полезные советы, связанные с творчеством моего земляка: В чём секрет долголетия? Для начала вспомните мелодии таких популярных песен, как, например: «Давным-давно», «Стою на полустаночке», или, — «Тёмная ночь», «Всё хорошо, прекрасная маркиза», «Какой прогноз…» Вспомнили? А сейчас, возьмите в руки этот замечательный сборник, о котором мы рассказали, найдите в нём стихи, написанные на мелодии упомянутых песен, и… Здорово, если рядом в это время окажутся близкие друзья и какая-нибудь гитара! И тогда, уверяю вас: Те, кому за… почувствуют себя значительно моложе. А молодые – гораздо мудрее и счастливей.

В заключение, скажу: Огромная благодарность и низкий поклон всем сотрудникам свердловской областной специализированной библиотеки для незрячих, умеющим находить такие дарования среди своих читателей, к которым относится и Яков Грин.
Этим образованным, благородным людям не свойственны предрассудки, предвзятое мнение, традиционное предубеждение относительно незрячих. Они не страшатся той огромной работы, которая предстоит с очередным открытием замечательного читателя. Просто знакомство с интересным человеком, по сути дела, ни к чему не обязывает сотрудника. Но для того, чтобы поддержать, помочь такому читателю, сделать его творчество доступным как можно большей аудитории, необходимо настроиться на его душевную волну и открыть своё сердце. А для того, чтобы сделать предстоящую работу достойно, отбросив любые сомнения, надо привлечь сколько-нибудь сведущих, например, в литературе, обладающих каким-то опытом… Что ж, как литератор – благодарю за доверие, а как читатель – за щедрый дар – что есть результат колоссального труда моих неутомимых земляков. Дорожу их дружбой, благодаря которым моя малая родина время от времени становится ближе. Огромное спасибо чуткой и взыскательной Наталье Алексеевне Орловой, познакомившей меня с творчеством Якова Грина. И снова прошумела, прозвенела для меня река Чусовая, и промелькнули знакомые образы великого уральского сказочника…
Невольно вспоминаю высказывание Льва Толстого, которое встретила в его дневнике: «…В искусстве музыки, в поэзии художник открывает завесу будущего – показывает, что должно быть. И мы соглашаемся с ним, потому что видим за художником то, что должно быть, или уже есть в будущем».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *