Незрячий, образ незрячего человека

Незрячий, образ незрячего человека

Доклад на международной конференции

Изучение образа незрячего в художественной литературе как основа формирования общечеловеческих ценностей в современном мире

На протяжении многих веков в сознании людей складывалось представление о незрячем человеке как о глубоко ущербной и неполноценной личности. Нередко ему приписывали различные отрицательные качества и свойства характера: гипертрофированные биологические потребности, отсутствие духовных интересов, дурные привычки, алчность, эгоизм и т.д.

Но чаще всего, общество не принимает незрячего человека не столько из-за своей жестокости или агрессивности, сколько в силу незнания особенностей психологии, боязни обидеть, причинить неудобства, страха быть непонятым.

Более двух с половиной веков минуло со времени публикации известного труда Дидро «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749 г.), но до сих пор не утратил он своей актуальности. До сих пор существуют социально-психологические стереотипы восприятия незрячего человека его социальным окружением. Основной причиной такого отношения является недостаточная информатизация общества об особенностях, потребностях, а главное, способностях слепых. Живое общение с теми, кто «не дал слепоте запугать себя», могло бы помочь избавиться от стереотипных представлений о слепом как о неполноценном человеке, но такое общение нельзя никому навязать. Оно может быть вызвано лишь обоюдным желанием.

«Мы обходим вопросы, занимающие нас порой, как старухи и дети обходят кладбища или места, в которых совершилось злодейство. Одни боятся нечистых духов, другие — чистой правды», — писал А.И.Герцен. Помочь в преодолении такого рода страхов и в формировании адекватных оценок возможностей и способностей незрячего человека призвана художественная литература. Немало достойных произведений, героями которых являются незрячие люди, и главным достоинством такой литературы можно смело назвать, прежде всего, правдивое изображение, не вызывающее двусмысленного толкования сюжета и характеров

Отношения слепых с миром, как заметила Ирина Полянская в своём романе «Прохождение тени», строятся на абсолютном доверии к нему, и потому читатель вправе требовать от автора не только честности и знания предмета, но и гораздо большей ответственности. Все помыслы его и талант должны быть направлены на понимание, повышение культуры общения, на гуманизацию общественного мнения. Диалог художника с читателем на столь деликатную тему, как жизнь незрячего человека, его внутренний мир, отношения с окружающими, полностью исключает всякого рода предубеждения, лицемерие и ложный пафос.

Надо сказать, что многие произведения, которые были рассмотрены в связи с определёнными задачами, вполне соответствуют данным требованиям и заслуживают внимания. Гёте «Фауст», Гюго «Человек, который смеётся», Борхес «Слепота», Полянская «Прохождение тени» и другие. Стоит отметить произведения талантливых незрячих писателей, в которых воплощён их уникальный личный опыт.

К сожалению, в современной литературе всё чаще встречаются образы слепых, напоминающие марионеток, используемых автором для сенсационных описаний, изображены они утрированно и отталкивающе. И тут уже приходится читателю воспринимать описанное, исходя из собственной морали.

Но не меньшее сожаление вызывает тот факт, что первый слепой, с которым встречается наш читатель, является героем повести В.Г. Короленко, герой, у которого автор отнял судьбу талантливого музыканта и навязал ему немыслимые, надуманные страдания. Несмотря на то, что повесть «Слепой музыкант» была переведена на 39 языков и переиздавалась около пятидесяти раз, несмотря даже на некоторые замечания и интересные наблюдения, она фальшива и уж никак не способствует развитию нормальных отношений между слепыми и зрячими людьми, а скорее, наоборот. Возникает невольное сравнение с маленькой блестящей новеллой Мопассана, написанной приблизительно в то же время. Называется она «Слепой».

С одной стороны, художественные произведения отражают социальное положение незрячих в обществе, с другой — переносят стереотипы слепого как беспомощного и бесперспективного человека в реальную жизнь. Но мы, работая с той реальностью, которой владеем, должны помочь читателю, должны подсказать ему, давая объективную оценку тому или иному произведению вовремя. Помогая читателю, мы поможем себе, не забывая о том, что судьба незрячих может зависеть иногда от поверхностных взглядов и трактовок некоторых писателей.

2010, Санкт-Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *