Из дневника 1998 года

Из дневника 1998 года

14 апреля

Побывала на трёх уроках. Уж очень интересно у Демидовой Л.А. –
в первом классе. Она внимательно следит за речью наших незрячих детей, осторожно поправляет и объясняет:
почему следует говорить так, а не иначе. Здесь дети имеют понятие о «зеркальных» буквах, что очень важно учитывать при изучении брайля. Отлично знают парные звонкие и глухие согласные. Вообще, урок промчался быстро,
и успевают они много. Не только пишут и читают сами, но и проверяют, как
написал сосед. Даже гимнастику успевают сделать.

В самом начале учёбы незрячие дети очень устают, — особенно устают руки от нагрузок при чтении и письме. Немало требуется усилий для того, чтобы ребёнок заполнил хотя бы одну строчку в брайлевском приборе с помощью брайлевского грифеля, приспособления, похожего на шило. Грифель этот отличается от шила лишь тем, что в нём имеется выемка, куда вкладывают указательный пальчик. Устаёт даже взрослый человек. Что уж там говорить о детях!

16 апреля

Заболела Светлана Александровна. Я по её просьбе часто бываю в пятом
классе, смотрю, как учат уроки пятиклассники. Кстати, этот класс вела Демидова Людмила Александровна, и, — теперь, она приглядывает за ними. Таким образом, мы иногда с ней здесь встречаемся. Я, конечно же, заглядываю во все
классы. Чувствуется, что приближается конец года. Учебного, разумеется.

Вот сегодня обнаружила случайно на столе в выпускном классе брайлевский список  тех, кого выпускники собираются пригласить на свой выпускной вечер. Были в нём фамилии, были и имена (без отчества), но были и обозначения, не всегда понятные для постороннего человека. «Две ляльки» — это ясно: Ляльковы — Юрий Петрович и Людмила Васильевна. А вот «две собаки» озадачили меня. Ну, ничего не поделаешь. Не обходится и без собак в любом учреждении. Мне, конечно, расшифровали писавшие список. Ну, да пусть уж это при мне и останется.

19 апреля

Пасха. Приезжали в школу монашки. Попросили пригласить незрячих детей без остаточного зрения,
особенно тех, у кого нет родителей. Привезли гостинцы. Сидели с ними в вестибюле на диване и тихо разговаривали:
— Надо хорошо учиться. Станете большими и умными. Слушайте учителей и воспитателей. А тогда мы к вам ещё приедем.
К Саше Телендею приехала «тётя Наташа». Эта женщина находилась
со своим ребёнком в центре реабилитации, где и познакомилась с Сашей. А уж
как он обрадовался! Взял у Владимира Николаевича гармонь, чтобы продемонстрировать ей, чего он уже достиг в музыке.
— Ты куда направляешься?- спросила я, и он, счастливый, ответил:
— Эх, такой сейчас будет праздник!
— Скажи Тёте Наташе, что ты уже и ноты брайлевские почти изучил, — посоветовала я.
— Обязательно, — радостно и звонко пообещал Сашок.

21 апреля

Сегодня звонил выпускник нашей школы, а ныне — председатель первичной организации в Саратове — Генералов Геннадий Валентинович. Пригласил на встречу с незрячими членами ВОС. Я, конечно, согласилась. Но нужно ещё согласовать с Владимиром Николаевичем. Желательно, чтобы он был свободен.

23 апреля

Наконец-то, сегодня встретилась с Алексеем Ивановичем Слаповским.
Какой замечательный человек и как с ним легко общаться. Что он — замечательный писатель, знала и раньше. Привёз в подарок свои книги. Я подарила
свою. Рассказывал о своей школе и о любимой учительнице. Поговорили мы за
час о многом. Дети были на уроках, но каким-то непостижимым образом скоро
выяснили, что ко мне приехал писатель, да ещё к тому же, — на велосипеде.
Очень удивлялись. Кое-кому удалось сбежать с урока под каким-то хитрым предлогом и даже «изучить по брайлю», по выражению самих незрячих, то есть ощупать, транспорт Алексея Ивановича? Слава богу, ничего не нарушили. Видя, как я переживаю за велосипед, Алексей Иванович весело посмеялся.
Для меня встреча с А.И. навсегда останется в памяти. Он
оказал мне честь и великую любезность, посетив нашу школу
и встретившись со мной.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *